Гараж. Как обустроить гараж

Печать E-mail

Место для стоянки автомобиля может быть открытым и закрытым. Более целесообразно строить его на уровне земли, но можно ниже уровня земли, например, в подвале здания. В сельской местности гаражи нередко строят с двускатной крышей, что может быть оправдано ра­циональным использованием чердачного помещения. Га­раж на приусадебном участке может служить одновре­менно мастерской и погребом для хранения продуктов. Его оборудуют освещением, вентиляцией, стеллажами для хранения запасных частей, устраивают навесной потолок-антресоли, при возможности - водопровод. Га­раж должен быть сухим, оптимальная температура -5 °С, относительная влажность - 50-70 %.

Стенка под навесом - легкая кровля, покоящаяся на поперечных балках и опорах. С наветренной стороны сооружается защитная стенка. Особенно удачна дуговая конструкция, когда поверхность кровли не достает до земли на 30 см. В этой конструкции легкие трубча­тые или углопрофильные конструкции являются несу­щим элементом для кровли из легких кровельных па­нелей. При сооружении такой стоянки должны быть приняты меры, чтобы ветер не мог сорвать кровлю. Что­бы гарантировать хорошую защиту от бокового снега и дождя, нужно предусмотреть выступы кровли по сторо­нам не меньше чем на 1 м.

Стоянка в гараже, как и навес, может быть соору­жена на уровне земли или устроена под землей. При расположении на поверхности земли гараж, как пра­вило, ставят отдельно или в качестве пристройки к су­ществующим строениям. Ворота гаража должны быть высотой не менее 1,9 м. Наряду с обычными распашными  более  практичны  опрокидывающиеся  ворота  и шторные, они занимают меньше места.

Для освещения годится электрическая арматура, ко­торая предназначена специально для подобных целей. Нужно позаботиться о хорошей приточной и вытяжной вентиляции. Отопление не обязательно, но если есть воз­можность подключить к тепловой сети, ее нужно ис­пользовать. Наиболее благоприятная температура в га­раже - 6-8 °С.

При пользовании закрытым стояночным местом реко­мендуется, чтобы автомобиль ставился выхлопом к воро­там. Запуск двигателя в гараже, особенно с закры­тыми воротами, опасен для жизни. В гараже должен быть всегда наготове огнетушитель, ворота хорошо фиксироваться и открываться как снаружи, так и из­нутри.

Настил пола и заливка швов должны быть спо­собны длительное время противостоять механическому воздействию, стойкими против воздействия масел и бензина. Пол в гараже и мостовая перед ним выпол­няются из негорючих материалов. Категорически запре­щается разведение огня в гараже.

Неопытным водителям рекомендуется на задней стен­ке гаража, на высоте бампера автомобиля прикрепить упорный брус - деревянную доску, резиновый профиль, обрезок легкой строительной плиты. Места на полу, где появляются следы, вытыкающегося масла или бен­зина, нужно присыпать песком.

Хранение автомобиля ниже уровня поверхности зем­ли удобно в одноквартирном и секционном домах, где подвальные помещения большей частью исполь­зуются полностью. Устройство гаража допустимо, если потолок подвала обладает достаточной огнестойкостью. Решающее значение для качества заглубленного гаража имеет въездная рампа (рис. 1). Она должна быть бе­зопасной при неблагоприятных погодных условиях (снег, гололед), уклон рампы - в пределах 10-12 % и ни в коем случае не превышать 18 %. Площадка перед во­ротами имеет уклон наружу примерно 2 % длиной не менее 1 м. В наиболее низком месте устраивают сток для воды с отводом ее через фильтрующую решетку в канализационную сеть или в специальную яму. Что­бы улучшить обзорность, можно по верхней части рам­ки сделать плоский откос и укрепить его дерном. Это позволит отказаться от защитного ограждения (перил или парапета) по верхней части боковых под­порных стенок и удешевит строительство.

Рис. 1. Выездная рампа в гараже: 1 - задернованный откос; 2- песчаная засыпка; 3 - песчаная бетонная или каменная стена; 4 - яма для стока воды; 5- изолирующая окраска; 6 - ступенчатый фундамент.

В стоянках в подсобных помещениях и сараях, служащих для временного помещения мотоциклов и мопедов, не должно быть легковоспламеняющихся ве­ществ и горючих материалов. Общее содержание топ­лива у размещающихся здесь мотоциклов и мопедов не должно превышать 30 л. Крышу также делают пологой односкатной из деревянных балок, поставленных на ребро и опирающихся на столбы, со сплошной обшив­кой из досок толщиной 40 - 50 мм. Гидроизоляция крыши  - из рубероида в три слоя с проливкой горя­чим битумом и последующей обсыпкой песком. Со стороны двора в одной из створок ворот предусмотре­на калитка с внутренним замком. Въездные ворота для удобства оборудованы снизу съемной доской, что дает возможность открывать их при заносе снегом. Венти­ляция обеспечивается вытяжной асбоцементной трубой диаметром 150 мм с дефлектором из конусного насад­ка и колпака. Насадок (небольшое металлическое ведро без дна) прикреплен к трубе при помощи стяжного хомута, колпак в виде одинарного или двойного кону­са - к насадку на трех лапках (рис. 2). Дефлектор выполнен из листового оцинкованного железа. Нижний конец трубы расположен близко к полу (тяга зависит от величины воздушного столба).

Рис. 2. Вытяжная система гаража: 1 - труба; 2- хомут крепления; 3 - конусный насадок; 4 - лапка крепления колпака; 5- колпак; 6 - колпак с двойным конусом.

Горюче-смазочные материалы и краски желательно хранить в специальном металлическом шкафу, соединен­ном с системой вентиляции. Для выполнения ремонт­ных и текущих профилактических работ в гараже надо иметь верстак с тисками. На антресолях-щите (лист ДСП), подвешенном на перекладинах из брусков к балкам перекрытия, хранят предметы больших габаритов.

В индивидуальных гаражах часто устраивают смотро­вую яму (рис. 3,а). Однако строительство ее, как показала практика, нецелесообразно, потому что по­стоянно поступающие испарения и образование конден­сата от перепада температур вызывают коррозию метал­лических частей днища автомашины, стоящей, как прави­ло, над ямой. Ширина смотровой ямы должна быть на 100-160 мм меньше расстояния между колесами авто­мобиля, а глубина такой, чтобы человек, не сгибаясь, мог в ней удобно работать. Стены и пол бетони­руют, а по верхним краям крепят металлические угол­ки, чтобы колеса автомобиля не соскальзывали в канаву. Устройство смотровых ям может быть оправдано в местностях с уровнем грунтовых вод ниже 2,5-3 м и в одном блоке с подвалом для хранения продуктов. Но и в этом случае желательно спланировать гараж так, чтобы постоянная стоянка автомашины находилась в сто­роне от ямы.

Рис. 3. Гараж со смотровой ямой  и подвалом (а): 1 - верстак с тисками и стеллажи; 2 - облицовочная доска; 3 - рубероид; 4 - балка перекрытия; 5 - балка навесного потолка; 6 - щит антресоли; 7 - петля навески антресоли; 8 - отмостка; 9 - фундамент; 10 - смотровая яма; 11 - подвал; хранение автомобиля под чехлом (б).

Хранить автомобиль на приусадебном участке мож­но под чехлом или под навесом, в закрытом неотапливаемом или отапливаемом помещении. Ни в коем случае нельзя укладывать чехол прямо на кузов - между ними должен быть оставлен зазор. Лучше всего чехол растягивать на упорах, как палатку. Складной га­раж с металлическим каркасом можно соорудить самому (рис. 94, б). Каркас покрывают материалом (брезентом), который в дождь набухает и не пропуска­ет воду, а, высыхая, «дышит» и позволяет лишней влаге испариться. Непроницаемые пленки для покрытия не годятся.

Закрытые неотапливаемые гаражи делают из метал­лических панелей. Их удобно переносить и легко ре­монтировать. Чтобы в металлическом гараже можно бы­ло работать зимой или хотя бы осенью и весной, стены и потолок изнутри изолируют. Обычно для этого применяют кладку в половину кирпича и штукатурят известково-цементным раствором. Устраняются щели, об­муровка впитывает влагу, которая обычно конденси­руется на стенах металлического гаража. Потолок и стены можно обшить досками. Поверхность стен лучше покрыть асбестом, укрепить металлическую обрешетку и оштукатурить раствором извести с песком (1:3) тол­щиной 2см.

Больше всего коррозия автомобиля зависит от темпе­ратуры и влажности воздуха в гараже. Известно, что коррозия протекает тем активнее, чем выше темпе­ратура и влажность. Источником влаги в скрытых по­лостях автомобиля служит конденсат водяных паров из воздуха, образующийся при падении температуры ниже точки росы (температура воздуха, при которой относительная влажность равна 100 %). Процесс конден­сации сопровождается выделением тепла, которое тормозит его. Как защитить автомобиль в метал­лическом гараже от образования конденсата? В осенне-весенний период обычно наблюдается высокая влаж­ность воздуха и небольшая положительная темпера­тура. Конденсат образуется главным образом в ноч­ное время при понижении температуры воздуха. В ме­таллическом гараже, имеющем теплоизоляцию, похо­лодание наступает на 20-30 мин позже, и когда на открытом воздухе проходит конденсация, в теплоизолированном гараже она еще не наступает. Поэтому при наличии вентиляции на смену влажному воздуху в помещение приходит наружный воздух, в котором конденсация уже произошла, поэтому окна салона и багажник необходимо держать открытыми, чтобы из них удалялся влажный воздух. Зимой теплоизоляция и вен­тиляция металлического гараж, как и в переход­ный период, защитят автомобиль от образования кон­денсата в форме инея.

Когда на автомобиле ездят зимой, дополнительным вредным фактором является оставшееся после поездки тепло двигателя и воздух в салоне. При постановке ма­шины в гараж: под действием этого тепла имеющийся на днище и в колесных нишах снег и лед тают и усилива­ют коррозию, а пары воды конденсируются в салоне. В связи с этим целесообразно перед тем, как заехать в гараж, дать двигателю остыть, а салон проветрить. Ле­том в металлическом гараже без теплоизоляции воздух прогревается до 60 °С, а после захода солнца проис­ходит конденсация паров воды. Теплоизоляция и венти­ляция обеспечат защиту от образования конденсата, поскольку температура воздуха в гараже будет близка к температуре в тени, т. е. перепад ее меньше.

При хранении эксплуатируемого зимой автомобиля в отапливаемом гараже многие автолюбители допускают ошибку, поддерживая в нем температуру на 15- 20 °С выше, чем у наружного воздуха. В результате лед тает на кузове, влажность воздуха повышается, и кор­розия протекает активнее. В отапливаемом гараже целесообразно поддерживать отрицательную темпера­туру (такую же, как на улице) при интенсивном воздухо­обмене. Имеющееся тепло лучше использовать, чтобы наружный воздух подогревался на 3-5 °. Влажность его при этом будет снижаться на 30-35 %, что обеспечит эффективную сушку - как белье на морозе. Например, при наружной температуре -10 °С температура внутри гаража должна составлять -5 °С. Автомо­биль, на котором зимой не ездят, рекомендуется хра­нить при невысокой (8-10°) положительной темпера­туре и естественной вентиляции.

Вентиляцию гаража можно считать достаточной, ес­ли обеспечивается в час пяти - десятикратный возду­хообмен. Чтобы обеспечить это при помощи естествен­ной вентиляции, надо иметь несколько приточных окон в нижней части гаража общей площадью не менее 0,03 м2 (желательно с наветренной стороны) и не менее двух вытяжных труб, снабженных дефлекто­рами. Принудительный воздухообмен может быть обес­печен бытовым форточным вентилятором мощностью 35 Вт. Он обеспечивает десятикратный воздухообмен в помещении объемом 60 м3.

К дверной раме гаража доски прибивают наклон­но, между слоями досок прокладывают теплоизоляцион­ный материал - стекловату, поролон. Это увеличивает жестокость и тепло непроницаемость двери. Чтобы она легко открывалась наружу, даже если перед ней слой сне­га и льда, снизу на горизонтальных петлях прикреп­ляют панели высотой 80- 120 мм, которые откло­няются и легко проскальзывают над препятствиями. Ког­да дверь закрыта, панели упираются в порог и вовнутрь их открыть нельзя.

В гараже разрешается использовать электросеть напряжением 220В, но провода необходимо протяги­вать в металлических заземленных трубах. Арматура должна быть влагозащищенной, выключатели - герме­тическими. Установка обычных штепсельных розеток на 220В не допускается. В гараже должны быть специаль­ные разъемы с тремя контактами (заземленным нулевым проводом). Для заземления вне гаража на глубину не менее 1,5 м забивают металлическую трубу диамет­ром 40-60 мм с приваренным болтом. Трубы с прово­дами или раму металлического гаража соединяют с заземлением при помощи толстого медного провода. Сопротивление заземления не должно быть выше 0,4 Ом, Площадку перед гаражом, бетонируют, покрывают ас­фальтом или выравнивают и в дождливую погоду опры­скивают 20%-ным водным раствором хлорной извести. Для поднятия тяжелых частей в гараже обору­дуют передвижную подъемную лебедку или таль. На­против верстака размещают доску с инструментом из гаражного набора. Рядом с верстаком в шкафу удобно разместить запасные части автомобиля и эксплуата­ционные материалы. В гараже нужен выпрямитель для зарядки аккумуляторной батареи. Чтобы он не мешал, его закрепляют над верстаком. Там же может находить­ся электродрель.

В. В. Литавар, Г. И. Станчик Благоустройство садово-огородных и приусадебных участков. - Мн.: Ураджай, 1993г. - 304с.

 
 
Он-лайн консультант