Гараж. Как обустроить гараж |
Место для стоянки автомобиля может быть открытым и закрытым. Более целесообразно строить его на уровне земли, но можно ниже уровня земли, например, в подвале здания. В сельской местности гаражи нередко строят с двускатной крышей, что может быть оправдано рациональным использованием чердачного помещения. Гараж на приусадебном участке может служить одновременно мастерской и погребом для хранения продуктов. Его оборудуют освещением, вентиляцией, стеллажами для хранения запасных частей, устраивают навесной потолок-антресоли, при возможности - водопровод. Гараж должен быть сухим, оптимальная температура -5 °С, относительная влажность - 50-70 %. Стенка под навесом - легкая кровля, покоящаяся на поперечных балках и опорах. С наветренной стороны сооружается защитная стенка. Особенно удачна дуговая конструкция, когда поверхность кровли не достает до земли на 30 см. В этой конструкции легкие трубчатые или углопрофильные конструкции являются несущим элементом для кровли из легких кровельных панелей. При сооружении такой стоянки должны быть приняты меры, чтобы ветер не мог сорвать кровлю. Чтобы гарантировать хорошую защиту от бокового снега и дождя, нужно предусмотреть выступы кровли по сторонам не меньше чем на 1 м. Стоянка в гараже, как и навес, может быть сооружена на уровне земли или устроена под землей. При расположении на поверхности земли гараж, как правило, ставят отдельно или в качестве пристройки к существующим строениям. Ворота гаража должны быть высотой не менее 1,9 м. Наряду с обычными распашными более практичны опрокидывающиеся ворота и шторные, они занимают меньше места. Для освещения годится электрическая арматура, которая предназначена специально для подобных целей. Нужно позаботиться о хорошей приточной и вытяжной вентиляции. Отопление не обязательно, но если есть возможность подключить к тепловой сети, ее нужно использовать. Наиболее благоприятная температура в гараже - 6-8 °С. При пользовании закрытым стояночным местом рекомендуется, чтобы автомобиль ставился выхлопом к воротам. Запуск двигателя в гараже, особенно с закрытыми воротами, опасен для жизни. В гараже должен быть всегда наготове огнетушитель, ворота хорошо фиксироваться и открываться как снаружи, так и изнутри. Настил пола и заливка швов должны быть способны длительное время противостоять механическому воздействию, стойкими против воздействия масел и бензина. Пол в гараже и мостовая перед ним выполняются из негорючих материалов. Категорически запрещается разведение огня в гараже. Неопытным водителям рекомендуется на задней стенке гаража, на высоте бампера автомобиля прикрепить упорный брус - деревянную доску, резиновый профиль, обрезок легкой строительной плиты. Места на полу, где появляются следы, вытыкающегося масла или бензина, нужно присыпать песком. Хранение автомобиля ниже уровня поверхности земли удобно в одноквартирном и секционном домах, где подвальные помещения большей частью используются полностью. Устройство гаража допустимо, если потолок подвала обладает достаточной огнестойкостью. Решающее значение для качества заглубленного гаража имеет въездная рампа (рис. 1). Она должна быть безопасной при неблагоприятных погодных условиях (снег, гололед), уклон рампы - в пределах 10-12 % и ни в коем случае не превышать 18 %. Площадка перед воротами имеет уклон наружу примерно 2 % длиной не менее 1 м. В наиболее низком месте устраивают сток для воды с отводом ее через фильтрующую решетку в канализационную сеть или в специальную яму. Чтобы улучшить обзорность, можно по верхней части рамки сделать плоский откос и укрепить его дерном. Это позволит отказаться от защитного ограждения (перил или парапета) по верхней части боковых подпорных стенок и удешевит строительство.
Рис. 1. Выездная рампа в гараже: 1 - задернованный откос; 2- песчаная засыпка; 3 - песчаная бетонная или каменная стена; 4 - яма для стока воды; 5- изолирующая окраска; 6 - ступенчатый фундамент. В стоянках в подсобных помещениях и сараях, служащих для временного помещения мотоциклов и мопедов, не должно быть легковоспламеняющихся веществ и горючих материалов. Общее содержание топлива у размещающихся здесь мотоциклов и мопедов не должно превышать 30 л. Крышу также делают пологой односкатной из деревянных балок, поставленных на ребро и опирающихся на столбы, со сплошной обшивкой из досок толщиной 40 - 50 мм. Гидроизоляция крыши - из рубероида в три слоя с проливкой горячим битумом и последующей обсыпкой песком. Со стороны двора в одной из створок ворот предусмотрена калитка с внутренним замком. Въездные ворота для удобства оборудованы снизу съемной доской, что дает возможность открывать их при заносе снегом. Вентиляция обеспечивается вытяжной асбоцементной трубой диаметром 150 мм с дефлектором из конусного насадка и колпака. Насадок (небольшое металлическое ведро без дна) прикреплен к трубе при помощи стяжного хомута, колпак в виде одинарного или двойного конуса - к насадку на трех лапках (рис. 2). Дефлектор выполнен из листового оцинкованного железа. Нижний конец трубы расположен близко к полу (тяга зависит от величины воздушного столба).
Рис. 2. Вытяжная система гаража: 1 - труба; 2- хомут крепления; 3 - конусный насадок; 4 - лапка крепления колпака; 5- колпак; 6 - колпак с двойным конусом. Горюче-смазочные материалы и краски желательно хранить в специальном металлическом шкафу, соединенном с системой вентиляции. Для выполнения ремонтных и текущих профилактических работ в гараже надо иметь верстак с тисками. На антресолях-щите (лист ДСП), подвешенном на перекладинах из брусков к балкам перекрытия, хранят предметы больших габаритов. В индивидуальных гаражах часто устраивают смотровую яму (рис. 3,а). Однако строительство ее, как показала практика, нецелесообразно, потому что постоянно поступающие испарения и образование конденсата от перепада температур вызывают коррозию металлических частей днища автомашины, стоящей, как правило, над ямой. Ширина смотровой ямы должна быть на 100-160 мм меньше расстояния между колесами автомобиля, а глубина такой, чтобы человек, не сгибаясь, мог в ней удобно работать. Стены и пол бетонируют, а по верхним краям крепят металлические уголки, чтобы колеса автомобиля не соскальзывали в канаву. Устройство смотровых ям может быть оправдано в местностях с уровнем грунтовых вод ниже 2,5-3 м и в одном блоке с подвалом для хранения продуктов. Но и в этом случае желательно спланировать гараж так, чтобы постоянная стоянка автомашины находилась в стороне от ямы.
Рис. 3. Гараж со смотровой ямой и подвалом (а): 1 - верстак с тисками и стеллажи; 2 - облицовочная доска; 3 - рубероид; 4 - балка перекрытия; 5 - балка навесного потолка; 6 - щит антресоли; 7 - петля навески антресоли; 8 - отмостка; 9 - фундамент; 10 - смотровая яма; 11 - подвал; хранение автомобиля под чехлом (б). Хранить автомобиль на приусадебном участке можно под чехлом или под навесом, в закрытом неотапливаемом или отапливаемом помещении. Ни в коем случае нельзя укладывать чехол прямо на кузов - между ними должен быть оставлен зазор. Лучше всего чехол растягивать на упорах, как палатку. Складной гараж с металлическим каркасом можно соорудить самому (рис. 94, б). Каркас покрывают материалом (брезентом), который в дождь набухает и не пропускает воду, а, высыхая, «дышит» и позволяет лишней влаге испариться. Непроницаемые пленки для покрытия не годятся. Закрытые неотапливаемые гаражи делают из металлических панелей. Их удобно переносить и легко ремонтировать. Чтобы в металлическом гараже можно было работать зимой или хотя бы осенью и весной, стены и потолок изнутри изолируют. Обычно для этого применяют кладку в половину кирпича и штукатурят известково-цементным раствором. Устраняются щели, обмуровка впитывает влагу, которая обычно конденсируется на стенах металлического гаража. Потолок и стены можно обшить досками. Поверхность стен лучше покрыть асбестом, укрепить металлическую обрешетку и оштукатурить раствором извести с песком (1:3) толщиной 2см. Больше всего коррозия автомобиля зависит от температуры и влажности воздуха в гараже. Известно, что коррозия протекает тем активнее, чем выше температура и влажность. Источником влаги в скрытых полостях автомобиля служит конденсат водяных паров из воздуха, образующийся при падении температуры ниже точки росы (температура воздуха, при которой относительная влажность равна 100 %). Процесс конденсации сопровождается выделением тепла, которое тормозит его. Как защитить автомобиль в металлическом гараже от образования конденсата? В осенне-весенний период обычно наблюдается высокая влажность воздуха и небольшая положительная температура. Конденсат образуется главным образом в ночное время при понижении температуры воздуха. В металлическом гараже, имеющем теплоизоляцию, похолодание наступает на 20-30 мин позже, и когда на открытом воздухе проходит конденсация, в теплоизолированном гараже она еще не наступает. Поэтому при наличии вентиляции на смену влажному воздуху в помещение приходит наружный воздух, в котором конденсация уже произошла, поэтому окна салона и багажник необходимо держать открытыми, чтобы из них удалялся влажный воздух. Зимой теплоизоляция и вентиляция металлического гараж, как и в переходный период, защитят автомобиль от образования конденсата в форме инея. Когда на автомобиле ездят зимой, дополнительным вредным фактором является оставшееся после поездки тепло двигателя и воздух в салоне. При постановке машины в гараж: под действием этого тепла имеющийся на днище и в колесных нишах снег и лед тают и усиливают коррозию, а пары воды конденсируются в салоне. В связи с этим целесообразно перед тем, как заехать в гараж, дать двигателю остыть, а салон проветрить. Летом в металлическом гараже без теплоизоляции воздух прогревается до 60 °С, а после захода солнца происходит конденсация паров воды. Теплоизоляция и вентиляция обеспечат защиту от образования конденсата, поскольку температура воздуха в гараже будет близка к температуре в тени, т. е. перепад ее меньше. При хранении эксплуатируемого зимой автомобиля в отапливаемом гараже многие автолюбители допускают ошибку, поддерживая в нем температуру на 15- 20 °С выше, чем у наружного воздуха. В результате лед тает на кузове, влажность воздуха повышается, и коррозия протекает активнее. В отапливаемом гараже целесообразно поддерживать отрицательную температуру (такую же, как на улице) при интенсивном воздухообмене. Имеющееся тепло лучше использовать, чтобы наружный воздух подогревался на 3-5 °. Влажность его при этом будет снижаться на 30-35 %, что обеспечит эффективную сушку - как белье на морозе. Например, при наружной температуре -10 °С температура внутри гаража должна составлять -5 °С. Автомобиль, на котором зимой не ездят, рекомендуется хранить при невысокой (8-10°) положительной температуре и естественной вентиляции. Вентиляцию гаража можно считать достаточной, если обеспечивается в час пяти - десятикратный воздухообмен. Чтобы обеспечить это при помощи естественной вентиляции, надо иметь несколько приточных окон в нижней части гаража общей площадью не менее 0,03 м2 (желательно с наветренной стороны) и не менее двух вытяжных труб, снабженных дефлекторами. Принудительный воздухообмен может быть обеспечен бытовым форточным вентилятором мощностью 35 Вт. Он обеспечивает десятикратный воздухообмен в помещении объемом 60 м3. К дверной раме гаража доски прибивают наклонно, между слоями досок прокладывают теплоизоляционный материал - стекловату, поролон. Это увеличивает жестокость и тепло непроницаемость двери. Чтобы она легко открывалась наружу, даже если перед ней слой снега и льда, снизу на горизонтальных петлях прикрепляют панели высотой 80- 120 мм, которые отклоняются и легко проскальзывают над препятствиями. Когда дверь закрыта, панели упираются в порог и вовнутрь их открыть нельзя. В гараже разрешается использовать электросеть напряжением 220В, но провода необходимо протягивать в металлических заземленных трубах. Арматура должна быть влагозащищенной, выключатели - герметическими. Установка обычных штепсельных розеток на 220В не допускается. В гараже должны быть специальные разъемы с тремя контактами (заземленным нулевым проводом). Для заземления вне гаража на глубину не менее 1,5 м забивают металлическую трубу диаметром 40-60 мм с приваренным болтом. Трубы с проводами или раму металлического гаража соединяют с заземлением при помощи толстого медного провода. Сопротивление заземления не должно быть выше 0,4 Ом, Площадку перед гаражом, бетонируют, покрывают асфальтом или выравнивают и в дождливую погоду опрыскивают 20%-ным водным раствором хлорной извести. Для поднятия тяжелых частей в гараже оборудуют передвижную подъемную лебедку или таль. Напротив верстака размещают доску с инструментом из гаражного набора. Рядом с верстаком в шкафу удобно разместить запасные части автомобиля и эксплуатационные материалы. В гараже нужен выпрямитель для зарядки аккумуляторной батареи. Чтобы он не мешал, его закрепляют над верстаком. Там же может находиться электродрель. В. В. Литавар, Г. И. Станчик Благоустройство садово-огородных и приусадебных участков. - Мн.: Ураджай, 1993г. - 304с. |